Качество доставки "Сибирских колбас"

Аппетитную продукцию с логотипом "Сибирские колбасы" можно встретить и в отделе мясных деликатесов элитного торгового центра, и на колбасной витрине районного социального рынка. Не конкурируя по количеству выпускаемой продукции с гигантами мясного рынка, ООО "Руском" (владелец ТМ "Сибирские колбасы") делает ставку на ассортимент выпускаемой продукции и ее высокое качество. Оправдался ли такой рыночный ход ? Безусловно! И сейчас ООО "Руском" успешно теснит на региональном рынке даже такие колбасные монстры как "Омский Бекон" и "Мясокомбинат Омский".

Качество - это стратегия

Качество продукции для "Сибирских колбас" - не абстрактная цель и не маркетинговый ход. Поэтому ООО "Руском", в числе первых предприятий региона, приняло решение распространить систему менеджмента качества не только на процесс производства, но и на доставку готовой продукции покупателям. Это решение оказало существенное влияние на процесс и структуру доставки готовой продукции:

  • Развивая доставку, компания отказалась от построения многоуровневой дистрибьюторской сети - в нашем регионе пока нет цивилизованных логистических и дистрибуционных центров, которые могли бы работать со скоропортящейся продукцией. В отношении же существующих дистрибуторов - никто не проследит, что на их складах не произойдет нарушение сроков годности продукции или будет выдержан требуемый температурный режим. Поскольку "Сибирские колбасы" задались целью гарантировать качество продукции своим покупателям - сбытовые подразделения были ориентированы на работу непосредственно с торговыми точками.

  • Проводя сбытовую политику, компания взяла курс на сокращение товарных запасов в розничной сети. Во-первых, это позволяет оперативно реагировать на изменения предпочтений покупателей, а во-вторых, гарантирует, что даже в розничной сети продукция не залежится. Оборотной стороной этого решения явилась необходимость доставлять продукцию в некоторые торговые точки не 1-2, а 3 или даже 5 раз в неделю.

Доля рынка компании в сибирском регионе, и особенно, в миллионном Омске стабильно росла - как следствие, увеличивалось количество пунктов доставки товара и расходы на транспорт.

Предпосылки к автоматизации

В 2007 году рост цен на горючее начал беспокоить экономистов компании. Транспортная сеть "Сибирских колбас", обеспечившая конкурентное преимущество, требовала все больше средств для поддержания своего существования. Кроме того, с ростом числа автомашин, начинали сказываться проблемы с управляемостью доставкой:

  • Если ранее распределить заявки по машинам можно было вечером за 2-3 часа, то теперь приходилось выводить в ночную смену специалиста из числа знающих город водителей, который тратил на это 5-6 часов.

  • Несмотря на то, что с рядом клиентов были заключны соглашения, регламентирующие время доставки продукции (например, до 11 часов утра) - водитель мог составить свой маршрут не так, как это выгодно клиентам компании, а как ему было удобнее.

  • По оценке экономистов, имели место факты завышения пробега машин на маршруте водителями.

Рассмотрев создавшуюся ситуацию, руководитель предприятия принял решение автоматизировать транспортную логистику предприятия и оптимизировать процесс доставки продукции клиентам, поставив обязательным условием сохранение существующих стандартов и уровня качества, достигнутых в этом процессе.

Процесс автоматизации

Партнером в автоматизации транспортной логистики для ООО "Руском" выступила компания "БИТ-Интеграция" с программным продуктом "Логистика:Транспорт". Предложенное решение было оптимальным для "Сибирских колбас" по следующим параметрам:

  • Отсутствие крупных вложений на старте проекта;

  • Возможность привлекать разработчика ПО к процессу внедрения;

  • Наличие у разработчика опыта внедрения и возможность посмотреть уже внедренные решения;

Разумеется, начиная крупный проект, стороны понимали, что от них потребуется серьезная работа для достижения запланированных результатов.

Так, специалисты ООО "Руском" выполнили большую работу в части оптимизации внутренних процессов отдела сбыта и транспортного цеха:

  • Перешли от принципа закрепления клиентов за водителем к работе водителя по назначенным маршрутам. Этот шаг потребовал значительного организационного мужества от руководителей компании, поскольку водители, естественно, предпочитали ездить только по знакомым участкам города.

  • Перешли от принципа планирования "по количеству заявок" к точному учету времени работы машин на торговых точках. Для этого было выполнено разделение клиентов на подгруппы и проведены фотограции рабочего дня водителей.

  • Стандартизовали адресную информацию и окна прибылия/убытия машин по торговым точкам.

Специалистами же ООО "БИТ-Интеграция" было выполнено программирование индивидуальной модели доставки ООО "Руском", разработаны и протестированы наборы настроек алгоритма оптимизации. Кроме того, в процессе внедрения, была запущена цифровая карта города, что повысило точность расчета пробегов машин и оптимизировало маршруты не только по районам города, но и внутри городских кварталов.

Результаты автоматизации

Подводя итоги работы, стороны отмечают, что поставленные цели полностью достигнуты:

  • За 15-20 минут автоматически маршрутизируется от 12 до 16 единиц транспорта;

  • Увеличилась средняя загрузка и сократился средний пробег автомашин;

  • Отпала необходимость в ночных выходах специалиста;

  • Доставка продукции осуществляется в оговоренные с клиентами временные интервалы;

  • Появилась возможность контроля планового и фактического пробега машин. Существенно сократились возможности водителей по завышению пробегов.

В планах ООО "Руском" дальнейшее расширение географии доставки продукции, оснащение автотранспорта GPS-навигаторами для отслеживания работы машин в реальном режиме времени.